Головна » 2012 Лютий 25 » Прости і тобі стане легше
20:32 Прости і тобі стане легше | |
Поистине, дети мои, поймите, как человеколюбив Бог, как милостив и премилостив, а мы люди грешные и смертные. Если кто нам зло сотворит, мы хотим того немедленно погубить и кровь его пролить, между тем как Господь наш, властный в жизни и в смерти, терпит, когда грехов у нас выше головы, и во всю жизнь поступает с нами как Отец, любящий свое дитя, наказывающий его и опять выражающий к нему Свою Любовь. Князь Владимир Мономах (†1125). Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней мере, не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он целой жизни твоей. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). А если отмщаешь и на укоризны отвечаешь укоризнами: что скажешь в свое оправдание? То, что раздражил тебя начавший ссору? Но достойно ли это какого извинения? Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его к греху, не меньшему за это подвергается осуждению. Святитель Василий Великий (330-379). Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении. Истинное терпение — не только не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому. Большее и высочайшее терпение — не чувствовать обиды и болезни в сердце своем. Скажут: «Он-де мне зло делает, и обиду причиняет?» Правда, но и ты равно зло делаешь, когда злобу на него держишь; и обиду ему причиняешь, когда словом или делом ему мстишь. Он прежде тебя сделал зло, но ты после делаешь ему зло. Ибо зло есть зло, и обида есть обида, прежде или после сотворенная. Святитель Тихон Задонский (1724-1783). Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем? Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958). Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22). То есть сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в каком случае не должно мстить ему. Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX век). Помнить зло есть дело души не благородной, а жалкой и худой. Преподобный Исидор Пелусиот (V век). Хранящий в душе своей памятозлобие подобен тому, кто хранит огонь в соломе. Неизвестный старец, из "Отечника". Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и обидой за обиду? Что, если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей гибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайные ковы (заговоры – сост.), нежели открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей, и еще мучительнейшие об удаче противника, а наконец сами удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего, – оно есть ад на земле, – пламя гееннское. Обида, возданная за обиду, не только не уничтожает зла сделанного, но и не останавливает хода зла, или даже усиливает его. В ком было довольно зла, чтобы начать обиду, в том, по всей вероятности, найдется его еще более, чтобы отвечать на взаимную обиду. Таким образом, должна произойти цепь обид, и поскольку каждый воздающий за обиду естественно будет стараться сделать соперника менее способным вредить, то всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственнее предыдущей. Из сего можно рассмотреть, как верно рассуждение апостола: если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5, 15). Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867). Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты ещё не знаешь настоящей радости. Священник Дионисий. Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдёт на обидевших. Не говори: «Отмщу врагу!» Есть у нас Праведный Судия на Небе. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Кто сам за себя мстит, тот как бы обвиняет Бога в недостатке правосудия. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Когда мстишь ближнему за обиду, то не мстит ему Бог; когда же прощаешь, то Бог или мстит ему или твои грехи прощает. Кто мстит, тот поднимает меч на самого себя. Если ты хочешь и себе сделать добро и ему отомстить, то отзывайся хорошо об оскорбившем тебя; тогда ты вместо себя сделаешь многих обвинителями его, и сам получишь великую награду. Не будем же думать, будто мы, прощая ближнему, ему оказываем благодеяние, или великую милость; нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу. Равным образом, если мы не простим ближним, то чрез сие им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку. Посему, прошу, зная это, не будем никогда злопамятствовать и питать вражду к тем, кто сделал нам неприятность или другую какую-нибудь обиду, но, представляя себе, какое благодеяние и дерзновение пред Господом они доставляют нам, а больше всего то, что примирение с оскорбившими нас заглаждает наши грехи, поспешим и не замедлим (примириться с врагами), и размышляя о происходящей от того пользе, покажем такое благорасположение к врагам, как бы они были истинными нашими благодетелями... Святитель Иоанн Златоуст. (IV-V век). ...Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился, и, по-видимому, высоко поставил себя, – а, смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания и наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение. Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937). | |
|
Всього коментарів: 1 | ||
| ||