Как заставить ребенка учиться хорошо? Научите его просто мечтать! http://myhelpfamali.com.ua/meshtapodrostka.html
Если
ваш ребенок не успевает в школе, и вам кажется, что уже все
безвозвратно потеряно, возможно, мой небольшой опыт в этом вопросе
сможет хоть как-то помочь.
– Мама,
ну, я решила. Я хочу поступать на отделение гостиничного хозяйства в
колледж, – как будто бы невзначай сказала мне вчера дочь Светлана по
дороге домой с нашего хутора.
Я от неожиданности и радости даже в тормоз уперлась, грибы из корзинок рассыпались по всему салону.
– Опачки! Молодец, Света! И даже картинку уже представляешь? – спросила я. – Ага. Она закрыла глаза, откинула голову назад мечтательно и продолжила:
–
Я, стройная, худенькая (она сейчас пышка у меня), на высоких каблуках, в
элегантном костюме встречаю важных гостей в фойе. Я – хозяйка
какого-нибудь высококлассного отеля. Говорю на всех языках. И у меня в
гостинице два президентских номера: в один могу поселить какого-нибудь
президента какой-нибудь страны, а лучший всегда готов встречать тебя,
известную, популярную писательницу. Ты же постоянно на гастролях!
– Ого! Так ты и про меня намечтала?! – смеюсь. – Ну да. Все, как ты учила. Я все представила.
А два года назад был другой разговор.
С теми же участниками. Только везла я тогда в машине из детского дома
незнакомую двенадцатилетнюю девочку, которая стала моей дочерью по
велению судьбы или Всевышнего. Мы не были хорошо знакомы, а пока
километровые столбики считали от одного до трехсот, разговаривать о
чем-то было нужно. И я спросила: «Света, а кем ты мечтаешь стать, когда
вырастешь»?
– А я не мечтаю. Как будет, так и
будет. Мне ничего не нравится, а то, что нравится, у меня никогда не
получится, – ответила она как-то даже не то чтобы обреченно, а
безразлично и насмешливо. – Что я, глупая, что ли, мечтать? Может, за
границу уеду, замуж за иностранца богатого выйду, может…
В
целлофановом пакете-котомке она везла нажитое за эти годы имущество:
дневник школьный и личный, фотографию в рамке и письмо от мамы из
тюрьмы, в котором та просила у нее денег.
Школьный
дневник пестрел хорошими и отличными оценками, что меня радовало.
Недолго. С первых же дней в столичной школе эти оценки стали постепенно
съезжать и съезжать вниз, пока не превратились в реальные
«удовлетворительно» и даже ниже.
Картина
стала ясной – мой ребенок отстает от всех сверстников почти по всем
предметам. И это не первый класс, а вторая половина седьмого.
Чтобы вы представили объективную картину, приведу пару только примеров.
–
Светик, глянь, который час! – прошу, суетясь на кухне. Дочь глазеет на
часы и молчит. На мой вопрос почему, отвечает, что по таким часам, с
обычным циферблатом и стрелками, не понимает. Знакомы только
электронные, которые висели в холле приюта.
Чтобы
разобрать предложение по частям речи, пришлось начинать с того, что
такое существительное, глагол, прилагательное. Про наречия и прочую
ерунду вообще молчу.
И началось… Мы взяли в
школьной библиотеке учебники по всем предметам за все годы. Каждый день
вместе делали домашнее задание: муж курировал точные науки, я – языки,
сын (ровесник дочери) – историю и белорусский.
Было
всякое: вырывание листков из дневника и слезы, «А нам ничего не
задавали» и слезы, обмороки во время контрольной и слезы, списывание у
соседа, потерянная тетрадь, грубость, нервозность, апатия и депрессия, и
все – слезы, слезы, слезы… И ее, и даже иногда – наши.
Я
никак не могла объяснить, почему, зачем нужно хорошо учиться. Никак не
получалось внушить, что главное – даже не оценка, главное – понимать, и
зачем это нужно.
И вот однажды Света спросила, может ли обыкновенная уборщица зарабатывать так, чтобы на жизнь хватало.
Это был переломный момент. Я поняла: это самое главное – мой ребенок не умеет мечтать!
Все
дело только в этом. Именно этим объясняется полное безразличие в
познании чего-то нового, страх перед любой активностью, непонимание
того, как это брат-ровесник по собственной воле садится за уроки, что-то
читает дополнительно украдкой по ночам, ищет в Интернете. Почему
расстраивается из-за плохой оценки, чем ему так интересна история, зачем
стучать на ударной установке до крови на руках, зачем уже сейчас
листать справочник для поступающих в вузы.
Домашнее задание мы делали в несколько этапов:
– прочитала задание и упражнение или задачу; – закрыла учебник и, понимая, о чем идет речь, пересказала это задание, объяснила то, что требуется сделать; –
рассказала правило, на котором основано это задание, при необходимости
нашла это правило в учебнике этого или предыдущего года; – сделала или попыталась сделать самостоятельно; – проверили, помогли сделать; – теперь по аналогии сделали еще одно, очень похожее на учебниковское, придуманное нами, задание; – самостоятельно придумала похожее задание.
Конечно,
как вы можете догадаться, на уроки у нас тогда уходил весь вечер,
иногда и до полуночи засиживались. Но в школу дочь шла с хорошим
настроением и уже не боялась, что могут вызвать, а контрольные стала
ждать с интересом, и с не меньшим – их результатов.
Если
чего-то не понимала, после урока, не боясь выглядеть дурой, приставала к
учителю с просьбой еще раз объяснить. Сама захотела и записалась на
дополнительные занятия и различные факультативы.
В
общем, чтобы долго вас не мучить примерами «перестройки», скажу главное
– уже к концу года дочь на родительском собрании назвали одной из
лучших учениц в классе, все учителя отметили необыкновенное усердие и
целеустремленность. В этом году Светлана – одна из трех лучших учеников
по успеваемости и активности в жизни класса.
Откуда
же у нее появилась эта прыть, это желание?! Не от простой же
совестливости или вдруг взявшегося из ничего энтузиазма. Нет, конечно.
Перемены в сознании появились после задушевных разговоров о том, что
человек должен мечтать.
Если нет мечты – нет и будущего.
Мы,
к примеру, добрались и до «Секрета» Ронды Бёрн. Просмотрели бегло,
поговорили, посмотрели внимательно – поговорили, обсудили. Посмотрели
еще раз, постоянно вжимая «паузу», теперь уже обсуждали, спорили,
примерами из собственной жизни нашпиговывали, доказывая, что мысль –
материальна, а без мечты человек медленно умирает.
И
вот мы решили, что мечтать нужно о самом-самом заветном, о таком, что
сейчас кажется нереальным. И делать все, чтобы добраться до самой
высокой ступеньки, стараться в каждом деле, за которое берешься, быть
первым, чтобы не быть последним, по крайней мере.
Дочь
сама сделала вывод и даже удивилась очевидности – если мечтать стать
кассиром или секретарем, то только кассиром и секретарем и можно стать.
И
стали мы с этой точки зрения подбираться к своей мечте и думать над
тем, куда ж податься после успешного (!) окончания школы: в парикмахеры
(высшего разряда), в бухгалтеры ли (суперквалификации) или…
–
Так, почему же ты, все-таки, выбрала факультет гостиничного хозяйства? –
спрашиваю из любопытства, эту сферу мы как-то совсем не обсуждали.
И получаю ответ буквально по пунктам:
– Во-первых, эта профессия всегда будет востребована; – Во-вторых, зная азы и не только, я смогу работать в этой области в любой стране мира; – В-третьих, требуется знание иностранных языков и бухгалтерии, а и то, и другое мне нравится (ого, уже нравится?!); – Ну, и мне нравится общаться с людьми, быть успешной, украшать, придумывать новое, путешествовать; –
Мне сейчас нужно постараться закончить хорошо этот год и сделать
попытку в колледж поступить, тогда в университет попасть будет легче;
и так далее, так далее…
До самого дома она рассказывала о своих планах, как о том, что обязательно будет в ее жизни.
И оно обязательно будет – мы же этого хотим!
А
домашние задания всей семьей мы уже не делаем, дочь учится с
удовольствием, спокойно, стала много читать. И родительские собрания
теперь – весьма приятные мероприятия в семье.
«Я, стройная, красивая, на высоких каблуках, в элегантном костюме
встречаю важных гостей в фойе. Я – хозяйка пятизвездочного отеля на
берегу океана»…
Автор статьи:Наталья Корнилова
|